Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Формы и способы формирования исследовательских умений
школьников при решении нестандартных задач по математике
Методы и формы современного математического образования должны включать в себя много разновидностей, и они должны быть пригодными как для классно – урочного обучения, так и для внеурочной деятельности [3]. У школьника должны формироваться, как сейчас принято говорить – ключевые компетенции. Каждая из форм организации учебно - воспитательного процесса стимулирует различные виды познавательной деятельности и большое значение здесь имеет самостоятельная работа школьников. Это самостоятельное использование различных источников информации, которое позволит накопить конкретный фактический материал.
На уроках математики учитель использует решение нестандартных задач для развития исследовательских способностей школьников. В качестве критериев развития математических способностей для определения уровня развития математических способностей могут быть рассмотрены следующие:
-способность к формализации математического материала;
-способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
-гибкость мышления, способность сокращать процесс рассуждения;
- развитость образно-геометрического мышления и пространственного представления.
Учитель в процессе решения нестандартных задач формирует у школьников следующие умения:
-умения, необходимые для решения нестандартной задачи;
-умение отличать задачу от других текстов;
-умение записывать условие и решение задачи;
-умение производить необходимые вычисления;
-умение записывать решение задачи выражением;
-умение решать задачу разными способами;
-умение выполнять построение геометрических фигур.
Чтобы была возможность говорить о динамике роста способности школьников решать нестандартные задачи и формировать у них исследовательские умения, педагогу важно определить шкалу оценивания для каждого типа задач. Речь в данном случае идёт о личностно ориентированном подходе, и очевидно, что те задачи, которые будут являться простыми для некоторых учеников, для всех остальных будут являться сложными. Шкала оценивания каждого задания может выглядеть следующим образом:
- 0 баллов – ученик не справился с заданием
-1 балл – дан ответ без указания решения
- 2 балла – ученик справился с заданием наполовину, но решение содержит правильный ход решения;
-3 балла – неполное или неточное обоснование правильного ответа;
4 балла – ученик полностью справился с заданием и др.
При такой системе работы всегда будут ученики, которые имеют низкий уровень сформированности исследовательских умений, средний и высокий.
При этом, педагоги выделяют следующие условия развития математических способностей у школьников:
- их формирование в результате целенаправленной деятельности учителя;
- определение предметного содержания;
-подбор приёмов обучения и комплекс нестандартных задач, которые выходят за рамки учебного материала;
-решение задач направлено на организацию исследовательской деятельности школьников.
Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы один вид деятельности учеников сменяется другим. Данный подход способствует вовлечению всех учеников в образовательный процесс.
Задания, и задачи, подобранные учителем, должны быть направлены на выявление противоречий и проблем:
-во взаимодействии общества и природы
- на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.
Деятельность учеников на уроках стимулируют дискуссии и обсуждения при работе школьников в ученических группах. Это способствует проявлению личностного отношения учащихся к проблемам, знакомству с условиями и др. Особо здесь можно остановиться на формировании у школьников исследовательских навыков, умений и способности принимать целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.
Для формирования подобных представлений у школьников, необходима стройная система теоретических знаний и практических навыков. Подобные взгляды и убеждения складываются в результате длительного процесса. Становление образованного человека в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды и того чувственного восприятия, которое пробуждает переживание и стремление внести практический вклад в её улучшение [7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в развитии школьников / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2017. – No 10. – С.299-303. – Текст: непосредственный.
2.Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 373 с.
3 Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
4. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 24.12.2023).
5. Виситова, Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе [Текст] / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
6. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 24.12.2023).
7. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 24.12.2023).
8. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 24.12.2023).
9. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 24.12.2023).
10. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М., Инфра-М. - 2008. – 234 с.
11. Кондюрина, И. М. Пути к успешной межкультурной коммуникации / И. М. Кондюрина, П. А. Куноф. Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5 (111.5). - С. 87-89. - URL: https://moluch.ru/archive/111/28517/ (дата обращения: 19.12.2023).
12. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. - Питер, 2007. – 672 с.
13. Макаренко, А.С. Пять принципов воспитания сильной личности / https://letidor.ru/psihologiya/sistema-a-s-makarenko-5-principov-vospitaniya-silnoy-lichnosti.htm (дата обращения: 07.03.2024).
14. Мысли о воспитании, образовании и обучении в произведениях Л.Н. Толстого / https://cyberleninka.ru/article/n/mysli-o-vospitanii-obrazovanii-i-obuchenii-v-proizvedeniyah-l-n-tolstogo (дата обращения: 07.03.2024).
15. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 24.12.2023).
16. Павлюченко, О.А. Инновационные формы и методы работы с детьми в условиях введения ФГОС. - 2017. - Текст: непосредственный https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292506-innovacionnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-r (дата обращения: 24.12.2023).
17. Пассов, И.К. // Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Москва: Просвещение, 2000. - 176 с. http://sdnnet.ru/r/ (дата обращения: 24.12.2023).
18. Прутченков, А. Социальное партнерство как основа взаимодействия. [Электронный ресурс] // А. Прутченков. Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/12/19/485 (дата обращения: 24.12.2023).
19. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 24.12.2023).
20. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
21. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования [Текст] / сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
22. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 24.12.2023).
23. Ушинский, К.Д. О развитии личности ребёнка / https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-o-razvitii-lichnosti-rebenka-po-materialam-vystupleniy (дата обращения: 07.03.2024).
24. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения [Текст] / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. - Изд-во СибАДА, 2005. - С. 48-50.
25. Шамис, В.А. Активные методы обучения [Текст] / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – No 14. – С. 19 - 23.
26. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения [Текст] / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
27. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.
28. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 24.12.2023).